Экономика
Финансовая политика государства и механизм ее реализации

Финансовая политика государства и механизм ее реализации

Содержание

Введение

I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

1. Цели и сущность финансовой политики

2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации

II. Проведение финансовой политики в России

1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации, проблемы ее реформирования

2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы Заключение Список использованной литературы

Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В 1995 году не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

1. Сущность и цели финансовой политики

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Более структурированным выглядит определение данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политики в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства.

Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход) , а далее передать (расход) .

Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.

Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М. К. Шереметьев в своей работе “Финансы СССР” . Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.

Итак, советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства.

Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие: 1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан) , сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами) . Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-х же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: — рост государственных расходов; — снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики: а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством; б) недискриционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.

Под недискриционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.

Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:

1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

— социальные программы;

— правительственные закупки;

— государственные инвестиции;

— изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

— управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику: 1) Политика в области государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.

Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.

Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности было заметно уже невооруженным глазом.

Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу.

В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики.

Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.

Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается следующим макроэкономическим законом: S + M = C + I n + X n + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или I n приведет к смещению кривой C + I n + X n + G вверх относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.

Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу политики финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы) ; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взымаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг) ; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.

Итак, основными налогами в Российской Федерации являются:

1. Индивидуальный подоходный налог, представляющий собой вычет из годовых доходов налогоплательщика.

2. Налог на прибыль фирм и предприятий. Взымается с чистой прибыли юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков) .

3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частично самими рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее.

4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарение и наследство.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а также НДС.

Исходя из описанной системы налогообложения представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики: а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.

б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского законодательства, что подчас приводит к облаганию товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция) ;

3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция) .

Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.

В связи с этим интересен принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база) , тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода) .

Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях:

— установление и изменение системы налогообложения;

— определение налоговых ставок, их дифференциация;

— предоставление налоговых льгот;

— освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги) , государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

II. Проведение финансовой политики в России

1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации, проблемы ее реформирования

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого — центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, — центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации” , введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим образом:

I Доходы бюджета

II Расходы бюджета

II. 1Функциональная структура расходов

II. 2 Ведомственная структура расходов

II. 3Экономическая структура расходов

III Финансирование бюджета

IV Государственный долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим годом в 1995 составят соответственно (в трлн. рублей) :

 

1994 год

1995 год

 

Утвержденный план

в %% к общей сумме расходов

в %% к ВВП (725)

Проект

в %% к общей сумме расходов

в %% к ВПП (925)

Доходы

124.5

64.0

17.2

134.3

65.1

14.5

Расходы

194.5

100.0

26.8

206.3

100.0

22.3

Дефицит бюджета

70.0

36.0

8.8

72.0

34.9

7.8

При этом доходные статьи бюджета включают:

Наименование доходов

План на 1994 в млрд. рублей

Ожидаемое поступление в 1994 году

Фактически поступило за I полугодие 1994

Проект на 1995

В процентах к ВВП

(проект на 1995)

Налоговые доходы (всего)

97225.0

56441.1

18680.2

103863.1

11.23

Из них:

Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала

22040.0

15600.0

6373.3

25940.0

2.80

Налоги на товары и услуги

62414.0

32728.0

9769.1

56691.9

6.13

Налоги на имущество

258.3

360.6

99.5

635.0

0.07

Платежи за использование природных ресурсов

3551.9

866.4

220.4

2091.8

0.23

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

8590.0

6454.1

2050.6

18070.9

1.95

Прочие налоги, сборы и пошлины

370.8

432.0

167.3

433.5

0.05

Неналоговые доходы (всего)

28107.3

13932.7

5922.7

27700.6

2.99

Из них:

Доходы от государственной собственности или от деятельности

2909.1

2063.3

1614.6

7450.0

0.81

Доходы от продажи принадлежащего государству имущества

329.1

108.0

48.0

8730.0

0.94

Доходы от реализации государственных запасов

3481.9

830.6

409.4

3283.0

0.35

Доходы от внешнеэкономической деятельности

21387.2

10930.8

3850.7

8237.6

0.89

Прочие неналоговые доходы

938.0

939.7

410.4

1262.9

0.14

Безвозмездные перечисления

200.0

200.0

40.0

273.0

0.03

Важно отметить, что некоторые цифры, указанные в законопроекте и приведенные в моей работе в качестве наглядного материала, поясняющего структуру государственного бюджета РФ, могли быть изменены в течение последующих трех чтений, однако общие закономерности, несомненно, были сохранены. Теперь мне бы хотелось также схематично обрисовать, расходную часть, а затем проанализировать проблемы, стоящие перед бюджетной системой Российской Федерации, выделить ее основные особенности и недостатки.

Итак, в российский бюджет на 1995 год заложена следующая структура расходов (в млн. рублей) :

Государственное управление

4175218.4

Международная деятельность

17544274.6

Национальная оборона

45274901.8

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

15543439.9

Фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу

5442401.8

Промышленность, энергетика и строительство

26790548.2

Сельское хозяйство и рыболовство

5538283.2

Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеология, картография и геодезия

1136511.8

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

530263.5

Развитие рыночной инфраструктуры

5746.6

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и после стихийных бедствий

2162533.4

Образование

7894517.6

Культура и искусство

1320845.0

Средства массовой информации

1747253.9

Здравоохранение и физическая культура

4192213.2

Социальная политика

2988486.4

Обслуживание государственного долга

21497120.6

Пополнение государственных запасов и резервов

8140387.4

Прочие расходы

34415049.1

Рассмотрим российскую бюджетную (финансовую) политику. Изучая налоговые поступления, легко заметить, что ожидаемые налоговые доходы существенно отличаются от планируемых, а именно: планируемые поступления в 1994 году равнялись 97225.0 млрд. рублей, в то время как ожидаемые лишь 56441.1 млрд., то есть было недополучено доходов в размере 40783.9 млрд. Учитывая еще меньшие реальные сборы и представляя маловероятным изменение данных тенденций в 1995 году, можно вывести, что в бюджет поступает только 1/3, запланированных доходов, что не может не сказаться на его исполняемости.

Действительно, токмо недоимки на 1 февраля 1995 года уже составили (в млн. руб.) :

Недоимка (всего)

19087611

В том числе:

в федеральный бюджет

11319605

в бюджеты территорий

7768006

Отсроченные платежи (всего)

3453492

Та ситуация, которая характерна для исполнения бюджета 1994 г., прежде всего — недопоступление доходов в федеральный бюджет, сказалась на формировании бюджета 1995. Одна из серьезнейших проблем, накладывающих отпечаток на принятый бюджет, — проблема задолженности за 1994, то есть недофинансирование из федерального бюджета составило свыше 40 трлн. рублей. Эта сумма со всей своей тяжестью ляжет на бюджет 1995.

Серьезная проблема существует с оборонным заказом, ведь задолженность по нему составляет практически 3 трлн. рублей. Поэтому надо подвергнуть анализу оборонный заказ с точки зрения применяемых цен, эффективности и необходимости расходов.

Сравнивая далее бюджеты 94 и 95 годов, можно заметить, что большая часть государственных расходов идет на финансирования промышленности. Эта правильная тенденция существует и в бюджетах других стан. Однако хотелось бы выделить направления, по моему мнению, обеспечивающие наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов: 1) льготное финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение производств; 2) финансирование затрат, связанных с профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентации работающих на новые виды производств; 3) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного производства, совершенствование народохозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями.

Второй, наибольшей по абсолютной величине цифрой являются расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%) , то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Мы уже подходим к этой цифре.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для того возможно несколько путей.

а) Традиционный путь — выплата налогов за счет золотовалютных резервов, однако он мало привлекателен, тем более, что резервы часто очень ограничены.

б) Консолидация внешнего долга, то есть превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную. Она возможна только с согласия кредиторов.

в) В некоторых странах практикуется сокращение размеров внешнего долга путем конверсии — превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, права участия в капитале. Я считаю, что такое решение проблемы государственной задолженности наиболее подошло бы нашей стране, так как мы одновременно убили бы двух зайцев: увеличили приток иностранных инвестиций в экономику страны и избавились бы от бремени внешнего долга.

г) Обычным является обращение страны-должника к международным банкам — региональным, Всемирному банку. Они предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но предъявляют жесткие требования к экономической политике, в частности эмиссионной, кредитной и финансовой, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. Такие кредиты сейчас берет наша страна.

Вернуть их можно, только с помощью жесткой финансовой политики и положительного сальда государственного бюджета. К сожалению, в настоящем году бюджетный дефицит составит 8 % от ВВП, а для его покрытия опять предусмотрены в основном два источника: внутреннее (ГКО) и внешнее заимствование.

Среди других проблем, приходится констатировать, что местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами, что вызывает тенденции сепаратизма, нарушение налогового законодательства и недоплаты в федеральный бюджет. Это обусловлено рядом обстоятельств, среди которых: — высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов; — действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты; — тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов; — принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами; — доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

Таким образом, современное состояние российской бюджетной системы характеризуется:

стягиванием значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

делением всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжается вышестоящий орган;

широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли доходов федерального бюджета — в среднем до 70-85 %;

субъективизм при решении вопроса об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов;

ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, предоставляющий возможность держать в зависимости нижестоящий орган власти.

Подводя итог, хотелось бы отметить необходимость проведения бюджетной реформы в стране, за необходимость, осуществление которой уже долгое время выступают ведущие российские экономисты. Ими выделяются такие ее аспекты, как:

  1. Теоретическая разработка и обоснование принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Создание реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
  3. Разработка и принятие нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
  4. Создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
  5. Разработка новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Поэтому предстоящая бюджетная реформа по своему содержанию — это весьма емкий комплексный процесс, включающий глубинные изменения и коренные преобразования существующих ныне бюджетных отношений. Для успешного осуществления такой радикальной реформы необходимо разработать подробную программу ее проведения с изложением последовательности этапов реформы и временных рамок ее реализации.

2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

отсутствие стратегических разработок;

проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;

остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Все это прямо сказывается на неразвитости бюджетной системы и финансовой политики страны. Так, отчетные данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что намеченные в 1994 году цели не реализованы, а важнейшие экономические показатели, положенные в основу формирования бюджетной системы не достигнуты.

1994 г. (трлн. руб.)

Прогноз правительства от 25.01.94

Отчет

в % к прогнозу

Валовый внутренний продукт

725

630

86.9

Объем промышленной продукции

480

311

64.8

Прибыль народного хозяйства (всего)

190

95

50

в том числе промышленности

121

44

36.4

В результате бюджет 94 недополучил значительное количество доходов. Снижение оптовых цен промышленности явилось одной из главных причин сокращения поступления доходов в федеральный бюджет. По оценке специалистов, в результате замедления, по сравнению с прогнозируемым правительством, роста уровня цен в промышленности, прибыль уменьшилась на 23,3 трлн. руб., а налогов недопоступило в доходы федерального бюджета более 6 трлн. руб. С уменьшением объема производства доходная часть бюджета также уменьшилась на сумму более 11 трлн. рублей.

Таким образом, анализ показывает, что в 1994 году продолжалась сложившаяся в последнее время негативная тенденция низкого уровня прогнозирования важнейших показателей, формирующих бюджетную систему. Более того, уровень точности прогноза ряда из них в прошедшем году оказался ниже предшествующих. В результате процесс исполнения федерального бюджета проходил в сложных условиях и, в значительной мере, отличался от показателей установленных законом о федеральном бюджете на 1994 год.

В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей, главными причинами которого стали:

— ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете;

— рост неплатежей в народном хозяйстве;

— прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги) .

Это говорит о необходимости пересмотрения фискальной политики:

ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам, доходы теневой экономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов) ;

упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов, так как последних насчитывается уже 85) ;

внедрение принципов налогового федерализма (в 1994 г. доля доходов территорий сократилась и составила всего 56.8 %) ;

налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных отечественных товаров (необходимо для естественной стабилизации нашей валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, а увеличения собираемости налогов) .

Несмотря на проводящиеся сейчас меры по стабилизации ситуации, уровень исполняемости бюджета 1995 года оценивается всего в 60-65 %. Например, дефицит бюджета, очевидно, будет выше, чем это зафиксировано в проекте по той причине, что расчет получить более 40 трлн. рублей за счет выпуска ценных бумаг представляются нереалистичным.

То же можно сказать и о решении правительства увеличить поступления в бюджет от продажи государственного имущества. В связи с увеличением цены земли до 200-кратной ставки земельного налога и разрешением увеличить ее до 400-кратной более 90 % заявок на выкуп земельных участков пол приватизированными предприятиями были отозваны заявителями, следовательно дальнейшее повышение цены земли может привести только к уменьшению спроса и вместе с ним общих поступлений от продажи земельных участков.

Что касается внешнего заимствования, то сегодня нет схемы выплаты по внешнему долгу на 5-7 лет, потому не ясно как внешние займы будут возвращаться.

Таким образом, настоящая ситуация с бюджетной (финансовой) политикой характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий 6 различных форм (отчисления от регулирующих доходов, субвенции, дотации, взаиморасчеты между бюджетами, ссуды из вышестоящих бюджетов и трансферты) , крайне неэффективен. Ему присущи два коренных недостатка: во-первых, ныне действующий механизм оказания финансовой помощи сформировался в условиях жесткого централизма единой бюджетной системы бывшего Советского Союза; в основу его положена цель жесткого регулирования из центра; во-вторых, основанный на стремлении обеспечить баланс между доходами и расходами по каждому бюджету, он подавлял инициативу нижестоящих органов власти к изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

Однако положение не безнадежно. При последовательном осуществлении реформ в обоих элементах финансовой политики, положение может быть исправлено. Правительством уже разработаны такие позитивные проекты, как переход исполнения федерального бюджета на казначейскую систему. Что сократит численность органов по контролю за использованием бюджетных средств, ввиду их объединения и реорганизации, а также должно повысить эффективность их работы. Это новация разработана с использованием зарубежного опыта и должна внести свой вклад в усиление влияние политики в области расходов на экономику.

Реализация проекта уже идет. Федеральные казначейства созданы в 71 регионе Российской Федерации в количестве более 2000 чел. В 56 регионах они работают в области расходной части федерального бюджета, в 12 — по исполнению доходной части. Через органы федерального казначейства финансируются расходы 62 министерств и ведомств Российской Федерации.

Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных получателей на местах. При этом объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.

Территории же с началом реальной работы органов казначейства получат более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет федерального бюджета. Это положительно сказывается на финансово-экономическом и социальном климате регионов.

В заключение надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики.

Заключение

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие, на нее оказывают политические аспекты экономических решений, среди которых, например, принятие бюджета 1995 года с повышенной до 34 тысяч рублей минимальной заработной платы и первым разрядом Единой тарифной сетки в размере 39 тысяч, несмотря на всю экономическую нецелесообразность такого действия, освобождающего инфляцию и увеличивающего и без того крупный бюджетный дефицит.

Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередь стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой, несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все это, безусловно негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете — уровне жизни населения.

Курьезные случаи, когда еще не полученные кредиты Международного банка реконструкции и развития уже закладывается в бюджет, тоже не прибавляет уверенности в завтрашнем дне. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, я хотел бы выразить надежду, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере, о которых неоднократно говорил министр финансов Российской Федерации, окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику. Мне также видится, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста. Кроме этого, я полагаю, что посильную помощь в реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством.

Список использованной литературы

1) Проект федерального бюджета Российской Федерации на 1995 год. Москва. 26 октября 1994. № 2121п-П13.

2) Проект федерального закона “О составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации” . 11 октября 1994 г. № 1962п-П13.

3) Заключение Контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на итоги исполнения федерального бюджета за девять месяцев 1994 года. 24 октября 1994 г.

4) Заключение Контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на предварительные итоги исполнения федерального бюджета в 1994 году. 22 февраля 1995 г.

5) Платежный баланс России за первое полугодие 1994 года. 19 октября 1994 г.

6) Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о проекте федерального закона “О федеральном бюджете на 1995 год” .

7) Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о рассмотрении проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 1995 год” . 19 декабря 1994 г.

8) Свод поправок к проекту федерального закона “О федеральном бюджете на 1995 год” по сокращению и увеличению расходов, принятых Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам к третьему чтению.

9) Сведения государственной налоговой службы России о поступлении государственных налогов и других обязательных платежей в бюджет, во внебюджетные государственные фонды о недоимке по платежам в бюджет за январь 1995.13 февраля 1995 г.

10) Стенограмма парламентских слушаний, проводимых Комитетом по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 21 ноября 1994 г. 10 часов.

* * *

1) Беляев Ю. А. Бюджетный Федерализм: зарубежный опыт // Финансы. 1994. N 10.

2) Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 1994. № 11.

3) Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 — 277.

4) Игнатьев Д. Налоговой политике нужны четкие приоритеты // Финансовые известия. № 13.1995.

5) Князев В. Г., Попов Б. В. Налоги в Австрии // Финансы. 1994. № 8.

6) Королев Ю. А. Инфляционные процессы и макроэкономические показатели // Финансы. 1994. № 11.

7) Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 6,8,14,20. Т. 2. С. 206 — 209.

8) Пансков В. Г. Главное — финансовая стабилизация // Финансы. 1994. № 12.

9) Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 1994. № 8.

10) Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1993. Гл. 3.

11) Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9,10,19.

12) Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 28,29.

13) Финансово-бюджетная политика в 1995 г.// Финансы. 1994. № 12.

14) Черник Д. Г. Местные налоги // Финансы. 1994. № 10.


просмотров: 623
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
1924 Финансовая Энциклопедия- Блинов; SOVIET RUSSIAN USSR Financial Encyclopedia

$499.99
End Date: Sep-14 12:26
Buy It Now for only: US $499.99
Buy it now |
Search Results from AllSoft: новости

Сан-Франциско ждет! Вы — Маркус, блестящий хакер, объединяетесь с DedSec, чтобы противостоять ctOS 2.0, системе глобального контроля. Сокрушите ее, это будет взлом века!
Первым покупателям — скидка 250 рублей! Успей купить первым! 


подробнее»
181528

PrintStore Pro — программа для учета расходных материалов и оборудования. Просчитывает запас каждого картриджа в каждом принтере и помогает сформировать заказ на следующий период. Поддерживает учет перезаправок. Учитывает при всех операциях совместимость принтеров и картриджей. Хранит историю всех действий с картриджами и принтерами, позволяет создавать множество отчетов.


подробнее»
123795

Fax Voip T38 Fax & Voice — факс и автоответчик для вашей SIP/H.323/ISDN сети. Виртуальные голосовые факс модемы. Поддержка T.38, Fax поверх G.711 и CAPI факс. Одновременные SIP регистрации, маршрутизация вызовов, цветные факсы. Совместимость со стандартными факс программами. Fax Voip принтер, Консоль Fax Voip для управления факсами. Сохранение входящих факсов в TIFF/PDF/SFF файлы. Маршрутизация входящих факсов: E-mail, Сохранить в папке, Печать. Факс по запросу. Отправка факса через e-mail (Почта-на-факс) и получение факсов на e-mail (Факс-на-почту).


подробнее»
139103

Fax Voip T38 Fax & Voice — факс и автоответчик для вашей SIP/H.323/ISDN сети. Виртуальные голосовые факс модемы. Поддержка T.38, Fax поверх G.711 и CAPI факс. Одновременные SIP регистрации, маршрутизация вызовов, цветные факсы. Совместимость со стандартными факс программами. Fax Voip принтер, Консоль Fax Voip для управления факсами. Сохранение входящих факсов в TIFF/PDF/SFF файлы. Маршрутизация входящих факсов: E-mail, Сохранить в папке, Печать. Факс по запросу. Отправка факса через e-mail (Почта-на-факс) и получение факсов на e-mail (Факс-на-почту).


подробнее»
141754

Retouch Pilot — программа для удаления изъянов с фотографий, таких как царапины, мелкие пятна и другие мелкие дефекты, существующие на фото или полученные при сканировании. Вы можете удалять целые объекты, попавшие случайно в кадр, а также инструментом пластика изменять форму и пропорции. Программа позволяет ретушировать изъяны кожи - пятнышки, морщинки и др..


подробнее»
26516

R-Studio — эффективное программное обеспечение, позволяющее восстанавливать данные с жестких дисков, CD, DVD, дискет, USB дисков, ZIP дисков и устройств флеш-памяти.


подробнее»
88115

Сборка электронных каталогов автозапчастей включает в себя грузовые автомобили Европы и Китая. В сборку включена программа Tecdoc, позволяющая подобрать не оригинальные запчасти.


подробнее»
183206

Sound Pilot озвучивает клавиатуру. Каждое прикосновение к клавиатуре рождает звук, который разнообразит процесс набора текста, развлекает и снижает утомляемость.


подробнее»
78205
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» бизнес книги
 
Саймон Купер, Стефан Шимански Футболономика. Почему Англия проигрывает, Германия и Бразилия выигрывают, а США, Япония, Австралия, Турция и даже Ирак выходят на первый план Soccernomics: Why England Loses, Why Germany and Brazil Win, and Why the US, Japan, Australia, Turkey- and Even Iraq - Are Destined to Become the Kings of the World's Most Popular Sport
Футболономика. Почему Англия проигрывает, Германия и Бразилия выигрывают, а США, Япония, Австралия, Турция и даже Ирак выходят на первый план
Цитата
Когда голландец Йохан Кройфф заметил, что "футбол - это игра, в которую следует играть головой", он вовсе не имел в виду, что ею надо отбивать мяч.
Симон Купер и Стефан Шимански

О чем книга
О скрытых факторах, механизмах и технологиях, определяющих спортивные результаты в футболе. О том, каких игроков следует покупать командам; стоит ли держать возрастных футболистов; cборные каких стран имеют шансы стать в будущем чемпионами, а каким надеяться не на что; как статистика помогает вратарям отбивать пенальти и многое другое.

Почему книга достойна прочтения
  • Популярно, на основе фактических данных, авторы книги развенчивают распространенные заблуждения о футболе.
  • Книга отвечает на самые острые вопросы мирового футбола, интересующие всех от болельщиков и спонсоров до тренеров и игроков команд.
  • Она показывают, какими именно экономическими, культурными и демографическими нитями футбол связан с жизнью, которая течет за стенами стадионов.

  • Для кого эта книга
    Для всех, кто не равнодушен к футболу и кому интересно узнать о современных технологиях достижения успеха.

    Кто автор
    Симон Купер - британский писатель, один из лучших, кто пишет о мировом футболе, обладатель премии William Hill Sports Book of Year. Ведет еженедельную колонку в газете The Financial Times. Живет в Париже.
    Стефан Шимански - профессор Экономики и преподаватель МВА в Бизнес-школе Лондона. Один из ведущих спортивных экономистов в мире. Живет и работает в Лондоне.

    Ключевые понятия
    Футбол, мировой чемпионат, национальная сборная, статистика матчей.

    Особенности оформления книги
    Закладка-ленточка (ляссе)



    ...

    Цена:
    609 руб

    Дэниел Ергин Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть (эксклюзивное подарочное издание) The Prize: The Epic Quest for Oil, Money & Power
    Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть (эксклюзивное подарочное издание)
    Цитата
    Захватывающее повествование, фундаментальное раскрытие темы! Эта книга для тех, кто стремится понять всю важность роли нефти в современной истории.
    The New York Times


    О чем книга
    "Добыча" описывает борьбу за богатство и власть, которая в течение десятилетий сопутствовала нефтедобыче и которая будет вечным топливом глобального противостояния, потрясающим мировую экономику и меняющим судьбы отдельных людей и целых государств.

    Почему книга достойна прочтения
  • Автор - лауреат Пулитцеровской премии.
  • Это самое фундаментальное исследование нефтяной отрасли в мире.
  • Все другие книги о нефти так или иначе опираются на "Добычу".
  • Книга дополнена новым предисловием автора и специально написанной для российского издания заключительной главой, где рассмотрены важнейшие для нефтяной индустрии события за последние десять лет, прошедших с момента первого издания, в частности волна арабских революций 2011 года.
  • Это увлекательное чтение: вся история последних 150 лет человечества показана через призму борьбы на нефть.

  • Для кого эта книга
    Для руководителей и специалистов нефтяных компаний, экономистов и политиков. А также для всех, кому интересны история нефтяной индустрии и роль нефти в экономике.

    Кто автор
    Дэниел Ергин - признанный авторитет в области энергетики, международной политики и экономики. Лауреат Пулитцеровской премии, эксперт по глобальной энергетике телеканала CNBC, член консультативного совета Энергетической инициативы в Массачусетском технологическом институте и Сингапурского международного консультативного комитета по энергетике, партнер по вопросам энергетики Всемирного экономического форума в Давосе. Имеет степень бакалавра гуманитарных наук Йельского университета и докторскую степень Кембриджского университета. Учредитель и председатель совета директоров IHS Cambridge Energy Research Associates (IHS CERA), одной из ведущих консалтинговых и исследовательских фирм в этой области.
    Дэниел Ергин удостоен премии США за "достижения в области энергетики и укрепление международного взаимопонимания", а также медали президента Италии за "понимание динамики рынка в сочетании с широким видением движущих сил геополитики в процессе поиска путей развития мирового сообщества".

    Ключевые понятия
    Нефть, экономика, политика, власть, технологии, ОПЕК.

    Особенности оформления книги
    Изысканная работа художника, кожаный переплет, золотой обрез, закладка-ленточка (ляссе), 36 страниц с фотографиями по истории нефтяной отрасли, включая уникальные снимки из Музея Лукойла....

    Цена:
    39900 руб

     Дистанционные уроки по экономике для всех (+CD-ROM)
    Дистанционные уроки по экономике для всех (+CD-ROM)
    Книга представляет собой подборку уроков по вводному курсу экономики. В них рассмотрены основные проблемы макро- и микроэкономической теории. Даны определения основных понятий, наиболее важные теоретические положения проиллюстрированы рисунками, графиками, представлены основные расчетные формулы. Теоретический материал каждой темы сопровождается практической работой или методической разработкой деловой игры, а также вариантами контрольных практических работ, реализованных с помощью табличного процессора Microsoft EXCEL.
    Книга написана без привязки к конкретной среде программного продукта, поэтому все предлагаемые алгоритмы могут быть с успехом применены для различных версий Microsoft EXCEL. Материал книги изложен на основе самой современной методики обучающих дистанционных курсов в рамках проекта "Обучающие Сетевые Олимпиады" (ОСО-2006). Проект ОСО-2005 является номинантом международного конкурса "ИТ-образование в Рунете".

    Книга будет полезна широкому кругу читателей - студентам вузов, учащимся лицеев, колледжей, школьникам. Наиболее интересна она будет для преподавателей экономики, благодаря представленному многообразию форм уроков и вариантов структуры изложения материала. Поэтому книга может использоваться в качестве учебного пособия для самостоятельного изучения или как подробное методическое руководство.
    Книга входит в сборник публикаций проекта ОСО 2006.
    К книге прилагается компакт-диск с обширной подборкой обучающих презентаций, а также презентаций по исследовательским проектам учащихся, ставших победителями различных конкурсов по экономике....

    Цена:
    155 руб

    Гэри Хэмел Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни Leading the Revolution: How to Thrive in Turbulent Times by Marketing Innovation a Way of Life
    Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни
    Эта книга - план действий для компаний и личностей, намеренных стать и оставаться промышленными революционерами.
    Хэмел утверждает, что главной задачей компаний является переосмысление и перестройка себя и своих отраслей, и не только во времена кризиса, на постоянной основе.
    Основываясь на масштабном изучении опыта седовласых революционеров, включая Charles Schwab, Cisco, Virgin, UPS, Cemex и GE Capital, Хэмел показывает, каким образом компании могут расти и процветать даже в условиях непрерывно меняющегося рынка.
    Отличительные черты и полезные для читателя свойства книги состоят в том, что в ней:
  • Разъясняются основополагающие принципы радикальных инноваций;
  • Исследуется происхождение революционных бизнес-концепций;
  • Идентифицируются ключевые критерии дизайна организаций, поощряющих активизм и готовых к революции;
  • В деталях описываются шаги, которые следует предпринять компании, чтобы сделать инновации своим системным свойством.
    Наполненная откровениями и практическими советами книга поможет вам сойти с карусели инкрементализма:
  • Уберечь компанию от судьбы "одноразового чуда";
  • Найти применение воображению и страсти сотрудников;
  • Создать животрепещущие внутренние рынки идей, капитала и талантов.

    "Во главе революции" - не для тех, кто предпочитает тишину уютных кабинетов. Она для тех, у кого хватает духу восстать против обреченности. Это - призыв взяться за оружие, обращенный к мечтателям и деятелям, которые поведут за собой в эпоху революции....

    Цена:
    820 руб

    Панкадж Гемават Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров World 3.0: Global Prosperity and How to Achieve It
    Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров
    Цитата
    "Мир 3.0 содержит четкие предложения для правительств, бизнеса и отдельных людей. От правительств он требует относиться к интеграции и регулированию рынков как к двум различным вариантам выбора, которые нужно координировать, а не противопоставлять. Бизнесу он предлагает широкий спектр возможностей приспособления к работе в разных странах, преодоления различий между ними и использования этих различий себе во благо".
    Панкадж Гемават

    О чем книга
    О глобализации и регулировании, а также о том, что может в будущем произойти с мировой экономикой. Финансовый кризис 2008 г. заставил многих сомневаться в пользе глобализации и склоняться к необходимости усиления регулирования рынков. Есть и те, кто, напротив, выступают за глобализацию и свободный рынок. Проблема в том, что обе позиции неверны. Автор предлагает рассмотреть третью модель развития современного мира - такую, где регулирование и глобализация будут дополнять друг друга ради всеобщего блага.

    Почему книга достойна прочтения
  • Эта книга несомненно перевернет ваши представления о глобализации и регулировании вне зависимости от того, к какому лагерю вы относитесь в настоящее время.
  • Книга разоблачает распространенные заблуждения и приводит убедительные доказательства того, что мир еще не настолько глобален, как мы привыкли думать.
  • Автор этой книги является признанным экспертом по глобализации, был отмечен множеством престижных премий за свои труды и является одним из наиболее продаваемых авторов в мире. Он стал самым молодым участником списка величайших мыслителей в области менеджмента всех времен, составленного в 2008 г. журналом Economist. Признанный бизнес-гуру Майкл Портер охарактеризовал его как "одного из тех редких людей, который сочетает академические знания высочайшего уровня с глубоким пониманием практики бизнеса".
  • Опираясь на весьма интересные статистические данные и результаты исследований, автор развенчивает основные страхи противников глобализации и рассказывает о том, как экономическая интеграция может помочь в решении многих проблем, таких как рост безработицы, неравномерное распределение благ и макроэкономическая волатильность.

    Для кого эта книга
    Для всех, кто хочет понимать, какие процессы происходят в экономике, каким может быть мир 3.0, наше будущее, возможности и угрозы.

    Кто автор
    Панкадж Гемават - профессор по глобальной стратегии испанской бизнес-школы IESE, доктор экономических наук. Ранее более 20 лет проработал в Гарвардской школе бизнеса, где в 1991 г. стал самым молодым профессором за всю историю этого учреждения. Является автором более 100 публикаций по бизнес-стратегии, научных статей и исследований. Консультирует по проблемам стратегии и лидерства компании по всему миру и регулярно выступает с докладами по вопросам глобализации.

    Ключевые понятия
    Глобализация, экономика, финансовые рынки, государственное регулирование....

  • Цена:
    769 руб

    Андрей Черкасенко Инвестирование в уран. Становление урана в качестве биржевого товара
    Инвестирование в уран. Становление урана в качестве биржевого товара
    Цитата
    "Книга Андрея Черкасенко, возможно, впервые предлагает инвесторам в печатном формате всеобъемлющую базу данные об урановом рынке на русском языке. В книге подробно описаны особенности уранового рынка, его текущее состояние рассматтривается через призму исторического контекста".

    Анна Брындза,
    вице-презендент Ux Consulting Company, LLC (UxC)

    Аннотация
    В исследовании рассказывается об истории возникновения, развитии и текущем состоянии мирового уранового рынка. Подробно изложены особенности рынка урана в сравнении с традиционными рынками сырьевых товаров, описаны действующие ограничения политического, экономического, технического характера, а также различные ценовые индикаторы, применяемые на рынке урана.

    Почему книга достойна прочтения
  • Сборник ценной информации и знаний об урановой отрасли, которая становится значимым игроком глобального рынка ресурсов.
  • Уникальный материал: в таком объеме исследование по теме уранового рынка еще не проводилось!
  • Исследование Андрея Черкасенко систематизирует информацию об исторически закрытом, ограниченном по уровню ликвидности и количеству участников, но при этом стратегически важном рынке.
  • Особое внимание в работе уделяется потенциалу инвестирования в различные инструменты мирового уранового рынка.
  • Перспективные вложения - развитие уранового рынка в направлении превращения урана в полноценный биржевой товар.

    Для кого эта книга
    Экспертов фондового рынка, инвесторов, специалистов атомной отрасли, студентов профильных вузов.

    Ключевые понятия
    Инвестирование, энергетика, анализ рынка, фондовый рынок, атомная отрасль....

  • Цена:
    589 руб

    Владимир Малявин Экономика жизни. Менеджмент и стратегии бизнеса в Китае
    Экономика жизни. Менеджмент и стратегии бизнеса в Китае
    В книге собраны работы известного отечественного китаеведа, посвященные особенностям управления и предпринимательства в Китае и их значению для современного менеджмента и корпоративной стратегии. Автор представляет свое оригинальное видение китайских методов менеджмента, их философских и культурных оснований. Книга обращена как к специалистам-востоковедам, так и к деловым людям и широким кругам читателей, интересующихся секретами жизненного успеха....

    Цена:
    589 руб

    Тимоти Митчелл Углеродная демократия. Политическая власть в эпоху нефти Carbon Democracy Political Power in the Age of Oil
    Углеродная демократия. Политическая власть в эпоху нефти
    Часто говорят, что нефть - это проклятие, которое обрека­ет страны, занимающиеся ее добычей, на войны, коррупцию и крайнее неравенство. "Углеродная демократия" рассказывает более сложную историю, утверждая, что ни одна страна не мо­жет избежать политических последствий нашей коллективной зависимости от нефти. Она определяет политический облик Ближнего Востока, который зависит от доходов от нефтедобычи, и стран, в которых наиболее велик спрос на энергоресурсы.
    Тимоти Митчелл начинает историю с угля, предлагая совер­шенно новый взгляд на возникновение демократии. Уголь был настолько "подрывным" источником энергии, что олигархии на Западе впервые оказались уязвимыми перед требованиями демократии со стороны масс. Но в середине XX века получе­ние дешевой и обильной энергии от нефти, преимущественно ближневосточной, позволило ослабить эту уязвимость перед давлением масс. Благодаря изобилию нефти впервые в истории появилась возможность реорганизовать политическую жизнь вокруг управления экономикой и перспективы бесконечного роста.

    Книга представляет интерес не только для экономистов, историков, политологов и социологов, но и для широкого круга читателей....

    Цена:
    389 руб

    Саймон Анхольт, Джереми Хильдрет Бренд Америка. Как культурные ценности одной нации завоевывают сердца и умы миллионов людей в других странах благодаря правильно построенным маркетинговым стратегиям Brand America: The Mother of all Brands
    Бренд Америка. Как культурные ценности одной нации завоевывают сердца и умы миллионов людей в других странах благодаря правильно построенным маркетинговым стратегиям
    Государства – самые влиятельные бренды на мировом рынке, и не было в истории бренда столь могуществен-ного и столь спорного, как бренд Соединенных Штатов Америки. Этот бренд ассоциируется с молодежной культурой (Кока-Кола, MTV, джинсы), активным стилем жизни (кроссовки Nike) и технологическими достижениями (Microsoft, Dell, IBM); Америка – синоним свободы слова (CNN, Time, Newsweek) и богатства (American Express, Merrill Lynch, Goldman Sachs). Из 100 самых популярных брендов мира более 60-ти при-надлежат американским компаниям.«Бренд Америка» – первая книга об управлении имиджем целой страны с использованием технологий, которые принято считать инструментами коммерческих организаций. Авторы показывают, как умелое использование брендинга в международных отношениях приводит к завоеванию новых рынков, как культурные ценности отдельных наций завоевывают сердца и умы миллионов людей в других странах мира благодаря правильно построенным маркетинговым и коммуникационным стратегиям....

    Цена:
    284 руб

    Михаил Ходорковский, Наталия Геворкян Тюрьма и воля
    Тюрьма и воля
    Михаил Ходорковский был одним из богатейших людей России, а стал самым знаменитым ее заключенным. Его арест в 2003 году и последующий обвинительный приговор стали поворотными в судьбе страны, которая взяла курс на подавление свободы слова и предпринимательства и построение полицейского государства. Власти хотели избавиться от вышедшего из-под их контроля предпринимателя, а получили символ свободы, несгибаемой воли и веры в идеалы демократии.
    Эта книга уникальна, потому что ее автор - сам Михаил Ходорковский. Впервые за многие годы он решил откровенно рассказать о том, как все происходило на самом деле. Как из молодежного центра вырос банк МЕНАТЕП, а потом - ЮКОС. Как проходили залоговые аукционы, и ЮКОС стал лидером российского и мирового бизнеса. И как потом все это рухнуло - потому, что Ходорковский оказался слишком неудобным для власти. Почему он не уехал, хотя мог, почему не держит зла на тех, кто прервал его полет. Что представляет из себя жизнь в тюрьме и на зоне. И каким он видит будущее России.
    Соавтор Михаила, известный журналист, автор книги "От первого лица. Разговор с Владимиром Путиным", Наталия Геворкян, дополняет его рассказ своей точкой зрения на события, связанные с ЮКОСом и историей России последнего десятилетия....

    Цена:
    303 руб

    2008 Copyright © JobYou.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика